На мой взгляд, один из самых поэтичных мифов о создании мира (из карело-финского эпоса «Калевала»).
В далёкие, незапамятные времена, когда солнце ещё не зажглось на небе, дикой и пустынной была земля. Нигде ни дерева, ни травинки - кругом только камень да песок, песк да камень.
И море было таким же мёртвым, как земля.
И небо - таким же пустым, как море.
Ни одна рыба не проплывала в глубине морских вод. Ни одна птица не тревожила своим крылом воздушный простор.
Всё было мёртвым - и земля, и вода, и воздух.
Скучно стало дочери воздуха Илматар в её воздушной пустыне, и захотела она спуститься на прозрачный хребет моря.
Но едва коснулась Илматар дремлющих вод, как всколыхнулось неподвижное море. С востока и запада, с севера и юга налетели злые ветры, поднялись пенистые волны. Буря бросала Илматар с гребня на гребень, волны закружили её и понесли по широким морским дорогам.
Уж и сама не рада Илматар, что променяла небесный простор на морскую пучину. Но не покинула она пенистого хребта моря. Ни осилили её ни ветры, ни волны.
Год проходил за годом. На небе уже загорелось молодое солнце, ясный месяц проплыл в небесной вышине, зажглись золотые звёзды, из глубины дремлющих вод поднялась суша, а Илматар всё скиталась по туманный равнинам моря.
Поглядела она в одну сторону, в другую и увидела землю.
Плывёт Илматар вдоль берегов, и там, где взмахнёт рукой - выступают в море мысы, где наклонит голову - врезаются в берег бухты, где проведёт по камню ладонью - расстилаются отмели. А где заденет Илматар ногою дно - остаются на том месте глубокие рыбьи ямы, лососьи тони.
Набросала Илматар пёстрые горы, в скалах прорезала ущелья, разгладила на поверхности земли морщины и снова уплыла в свои владения.
А через 30 лет у ней родился сын Вяйнемейнен, который засеял мертвую землю, сделал из щучьих костей кантеле и наполнил мир песнями. Ну, об этом здесь уже писали =)