Самым лучшим подтверждением того факта, что здесь жили викинги, служит, безусловно, Гокстадский корабль, найденный близ Саннефьорда, в местечке Gokstadhaugen (на северо-восток от центра города по шоссе 303) в 1880 году. Открыли его от скуки: посреди захудалого крестьянского двора многие годы высился курган, прозванный королевским, который хоть был вспахан, высился над землей на 4 метра! Сыновья крестьянина, прослышавшие про подобные находки по всей стране, решили вскопать холм – а ну как там сокровища? Очередному разграблению захоронения помешали односельчане, давшие знать в Осло кому следует – и летом того же года здесь начались раскопки. Судно, датированное 850 годом, находилось в яме глубиной 1 м и сохранилось благодаря глинистой почве и синей глине, которой было залито изнутри. Погребен там король Олав (Olav Geirstadalv). Корабль можно увидеть в Осло, в музее викингских кораблей на полуострове Бюгдой, а его копия хранится в музее 1,5 км от Саннефьорда и зовется Гайя (Gaia). Именно на таких ладьях викинги открывали Исландию и Северную Америку, а в 1893 году точная копия корабля из Гокстада доплыла из Норвегии до Канады.

Короля похоронили именно в Гокстаде не зря: удобный фьорд обеспечивал оживленную торговлю с Европой, отсюда боевые викингские корабли отправлялись в походы. Интересная подробность: тогда уровень залива был на 2 метра выше, чем сейчас, и вода покрывала почти весь ныне существующий город, почти добираясь до погребального холма, и между Тёнсберг-фьордом и Саннефьордом существовал судоходный водный путь.

Оживился маленький незначительный городок, больше напоминающий деревеньку (в нем проживало до 800 человек), к середине XIX века, когда в соседнем Тёнсберге построили первое паровое китобойное судно, а в самом Саннефьорде нашли минеральные источники. О каждом из этих важных событий я скажу пару слов чуть ниже, а сейчас добавлю лишь, что современный облик город приобрел в 1900 году, во время генеральной реконструкции, когда город застраивался по плану. Герб города с начала прошлого века (1914) изображает кита и викингское судно. В 1968 г. два поселка – Sandefjord и соседний приход Sandar объединились в один город.

Как известно, средневековый город мог возвыситься и разбогатеть несколькими способами: если поблизости были обнаружены полезные ископаемые (а еще лучше – драгметаллы, как в Конгсберге); если в городке была какая-то святыня, куда валом валили паломники; если городок имел торговые привилегии и/или если он был расположен на пересечении важных торговых путей. В Саннефьорде же в 1837 г. обнаружили минеральные серные источники, что в сочетании с полезным морским климатом привело к тому, что доктор Гейнрих Таулоф (Heinrich A. Thaulow) открыл здесь клинику для лечения ревматизма. И публика повалила валом почище, чем к какой-нибудь святыне: здесь лечились и особы королевской крови, и члены кабинета министров, и интеллигенция – считается, что в период с 1837 по 1939 гг. сей бальнеологический курорт посетило 50 тыс. человек из Норвегии, Дании, Швеции, Германии, Англии, и даже из США и России. На курорт работала добрая половина города, вокруг клиники построили несколько кварталов коттеджей для сдачи на курортный сезон. Клиника закрылась в 1939 г. – подозреваю, что в связи со Второй мировой – людям стало не до лечения. Домики клиники восстановлены, в одном из них сейчас расположено турбюро, а остальные занимает детский сад.

С середины XIX века главной отраслью местной промышленности стал китобойный промысел: десятки судов отправлялись из порта в направлении Арктики и финского побережья. В 1905 г. была снаряжена даже целая арктическая экспедиция, главной целью которой, конечно, было добыть как можно китов. До Первой мировой в Саннефьорде работало 25 компаний, богатевших на этом жестоком промысле. Вместе с ними богател и город, процветавший на производстве судов и переработке китовых туш аж до 50-х гг. прошлого века. Примерно в это время популяция китов в арктических водах снизилась до критической отметки, и сезон 1967/68 гг. стал для саннефьордских китобойцев последним. В память о китобойном промысле в городе открыт музей китобойцев, на набережной стоит памятник китобойцам, а у портового причала навеки пришвартован последний паровой китобойный корабль.

reviews.bloged.org/no/17554.html